Доходчиво объяснять научит «Азбука общения» в библиотеке Бердска

Курсы по руководством профессора Высоцкой пользуются популярностью у бердчан
Фото: www.kurer-sreda.ru

Профессор Ирина Высоцкая: Если вас упорно не понимают, пробуйте объяснить другими словами.

Курсы по руководством профессора Высоцкой пользуются популярностью у бердчан

18 сентября, в бердской библиотеке №1 было многолюдно. Молодежь и люди старшего поколения пришли на курсы «Азбука общения».

Как отметила замдиректора Централизованной библиотечной системы Бердска Инна Суворова, в этом году четвертый раз проходят курсы по изучению русского языка. Они стали возможны благодаря Новосибирскому фонду сохранения и развития русского языка «Родное слово» и гранту правительства Новосибирской области. Возглавляет фонд Людмила Монахова. Его проекты известны всему региону. Например, в метро размещены баннеры «Говорим и произносим правильно». Регулярно устраивают акции по чтению стихов великих поэтов и организуют «Библиотеку на траве».

Автор языкового курса — доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики НГУ Ирина Высоцкая.

В начале выступления Ирина Всеволодовна поинтересовалась ожиданиями присутствующих и заявила, что их ожидания не оправдаются:
— У вас одна голова, у меня совершенно другая. Когда мы говорим фразу, у нас один образ собеседника. Даже если мы его хорошо знаем, мы не можем поручиться за то, в каком он настроении, как он понимает значение всех тех слов и как он поймет нас — это большая удача.

По словам лектора, речевая деятельность вбирает в себя четыре составляющих. Устная речь — говорение, слушание, письменная и чтение. Между ними очень важным оказывается пятый структурный элемент — понимание. Здесь имеют значение скорость речи, подбор слов. Важно учитывать фактор адресата, кто у нас собеседник. Ребенку мы расскажем одним языком, близкому — другим , а в письме другу в Африку, который ни разу не был в Сибири, третьим.

По словам профессора НГУ, психологи отмечают, что сейчас существует диктат письменный речи. Если раньше мы снимали трубку и звонили, сейчас мы пишем посты в соцсетях и посылаем смс. Письменная речь, как правило, подготовленная, а устная — спонтанная и сиюминутная.

— В магазине мы не разговариваем, счета мы оплачиваем по интернету. Современные бытовые ситуации сводят нашу речевую активность на нет. Казалось бы, здорово, прекрасно — мы экономим массу времени. Но всегда ли мы его используем в мирное русло? И тут же мы бежим общаться с теми, кого знаем, любим и ценим? — рассказала лектор.

В качестве нововведения данного курса Ирина Высоцкая предлагает начать с себя. У некоторых детская позиция: меня обидели, меня не поняли, меня недооценили, меня не услышали. Ирина Всеволодовна утверждает, что, если есть какое-то непонимание,
виноваты обе стороны. Если вас упорно не понимают, пробуйте зайти с другой стороны, объяснить другими словами или в другом состоянии или с другой установкой. Именно работа с речевыми привычками — одна из задач курса.

На следующих встречах курсисты узнают о коммуникативной модели, как ученые-лингвисты подходят к описанию компонентов коммуникации и их закономерностях.
Занятия проходят по вторникам с 18.30 до 20.30, по адресу: Бердск, ул. Свердлова, 1 (библиотека №1, зал массовых мероприятий).

Автор: Елена Белоусова Фото: Елены Белоусовой
 
По теме