Вопрос о досрочном сложении полномочий с трех депутатов Совета депутатов Бердска будет вынесен на ближайшую сессию. По федеральному законодательству, непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относится к коррупционным проявлениям.
Депутат должен быть открытым
Как рассказала нам старший помощник прокурора, младший советник юстиции Юлия Золотарева, в этом году, руководствуясь 8 статьей ФЗ 273 «О противодействии коррупции», представители прокуратуры провели проверку сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих.
- Мы успели проанализировать предоставленные декларации всех заместителей Главы города, специалистов отдела пособий и социальных выплат. В обоих случаях внесли представления: обнаружены небольшие нарушения в порядке заполнения документов, - отметила Юлия Александровна. - Что касается Совета депутатов, то там еще проверка не проводилась, мы ждали, когда эти сведения появятся на сайте законодательного органа. О том, что несколько депутатов не собираются представлять сведения о своих доходах, узнали из СМИ, представители депутатского корпуса этого также не отрицали. Вообще, по закону, данная информация должна быть представлена до 30 апреля, а в течение месяца мы можем уточнять сведения, и то только о доходах. В понедельник документ «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в Совете депутатов г. Бердска за 2015 год» был опубликован. В нем нет деклараций от депутатов Александра Кузнецова, Виктора Шпомера, Алексея Осина. Поэтому прокуратура в ближайшие дни внесет представления в Совет депутатов для устранения нарушений федерального законодательства антикоррупционной направленности: с требованием рассмотреть на июньской сессии вопрос о досрочном прекращении депутатских полномочий у этих депутатов.
Качество принимаемых документов стало лучше
Юлия Золотарева напомнила, что борьба с коррупцией остается одним из приоритетов государственной политики России. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции: следит за тем, чтобы правоохранительные органы, органы местного самоуправления и другие организации закон исполняли. Борьба с коррупцией включает в себя целый спектр механизмов: от мероприятий, направленных на профилактику коррупционных проявлений, до громких уголовных процессов, которые стали результатом выявленных фактов мошенничества или взяток, и осуществляется по нескольким направлениям.
Одно из этих направлений - антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Суть ее: не допустить, предотвратить принятие документов, содержащих в себе коррупциогенные факторы. Для этого представители прокуратуры анализируют по специальной методике проекты решений сессий Совета депутатов и постановлений администрации города. Если коррупционные признаки обнаруживаются, то сотрудники прокуратуры вносят представления, делают замечания, и представители законодательной или исполнительной власти их исправляют и принимают решения.
- Но бывает так, что депутаты с высказанными замечаниями не согласны, они их игнорируют. Или, допустим, мы нормативно-правовой акт оценили положительно, его приняли, но, спустя какое-то время, изменяется законодательство. И тогда мы эти решения опротестовываем. За первый квартал 2016 года при проведении экспертизы нами были высказаны замечания в адрес 2-х проектов администрации, а также 1-го проекта Совета депутатов; а документов, которые противоречили Закону о коррупции и по которым мы внесли протест, было в Совете депутатов - 2, и 3 - в администрации. Экспертизу мы проводим стопроцентно всех нормативно-правовых актов. Получается, из 19 принятых актов в администрации и 21 решения, принятого в Совете депутатов в 2016 году, 8 нуждались в корректировке с точки зрения антикоррупционного законодательства. Это намного меньше, чем мы выявляли в 2013 и 2014 году. То есть, качество принимаемых документов в органах власти стало лучше. Это объясняется также тем, что в начале третьего созыва депутаты приняли много регламентов; сразу для оценки, по какой-то причине, их нам не прислали: а когда уже прислали, в них было много замечаний…
Ответственность административная и уголовная
Старший помощник прокурора Юлия Золотарева констатировала: в первом квартале 2016 года в результате общенадзорной деятельности выявлено 40 нарушений законодательства о противодействии коррупции – за аналогичный период 2015 года их было 10. По этим нарушениям вынесен 1 протест; внесено 7 представлений; к дисциплинарной ответственности привлечено 5 лиц; в порядке ст. 37 ч. 2. п. 2 УКП РФ направлен материал, по результатам рассмотрения которого возбуждено 1 уголовное дело; к административной ответственности судом, по постановлению прокурора, по статье 19.29 КоАП, привлечено 3 лица.
- К административной ответственности привлечены работодатели коммерческих организаций (ООО «Голубое озеро», ООО «Яхт-клуб»), которые приняли на работу бывших государственных и муниципальных служащих и не уведомили об этом органы власти. Поскольку закон предусматривает такой порядок: если государственный или муниципальный служащий увольняется и в течение двух лет устраивается на работу в какую-то другую организацию, то эта организация, новый работодатель обязан уведомить органы власти в том, что приняла на работу бывшего муниципального служащего.
А уголовное дело по части 3 статьи 160 УК РФ возбуждено в отношении председателя ТСЖ, которая, по версии следствия, похитила денежные средства в размере 5 000 рублей, используя свое служебное положение. По материалам дела, она подписала акт выполненных работ с юридической организацией о том, что, якобы эта организация готовила для ТСЖ документы, хотя фактически этого не было. Был заключен фиктивный договор: перед членами ТСЖ председатель отчиталась, что деньги пошли туда, а фактически их присвоила.
Коррупция не только в органах власти
Как бы помощник прокурора оценила ситуацию с соблюдением антикоррупционного законодательства в Бердске? «Я бы сказала, что Закон № 273 все читают, знают, он написан для всех, однако исполнять его пытаются только органы государственной власти и местного самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия. А представители коммерческих предприятий часто удивляются: «А что, нас это тоже касается? Какая коррупция?». Сложилось такое мнение, что коррупция может быть только в органах власти, и потому в частных компаниях антикоррупционной деятельности уделяется недостаточное внимание, - отмечает Юлия Александровна.
Так, в двух коммерческих предприятиях («Голубое озеро» и «Яхт-клуб») мы выявили, что там не проводят мероприятия, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений: то есть у них не налажено сотрудничество с правоохранительными органами, не назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений, не разработан кодекс этики и служебного поведения работников, как требует того закон. Мы им внесли представление с требованием принять исчерпывающие меры по устранению нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, а также причин и условий, способствующих допущенным нарушениям.