Опасный маршрут


В 2011 году в Бердске произошла радикальная смена власти - на три четверти обновился Совет депутатов, а главой города вообще был избран коммунист-программист И.Н. Потапов из новосибирского Академгородка. Насколько он коммунист - это большой вопрос, но начал он свою бердскую карьеру, видимо, с исторической фразы: «Мы пойдём другим путём».

Едва ли ни первым заметным деянием нового градоначальника стало увольнение директора ОАО «Бердское пассажирское автотранспортное предприятие» (ПАТП) В.Н. Москвина. Увольнение сопровождалось громогласными разоблачениями, и если им верить, то бывший директор едва не украл ПАТП целиком. Подозрения усугублялись тем, что в отношении Москвина фактически с теми же обвинениями было возбуждено уголовное дело.

Якобы для спасения имущественного комплекса ПАТП по решению нового главы города было создано муниципальное предприятие с аналогичным названием и функциями - МУП «Бердское автотранспортное предприятие» (АТП). На АТП и перебросили за бесценок все здания, автобусы и землю, тем самым фактически обанкротив ПАТП. Однако это «спасение имущества» оказалось, по сути, афёрой, и насчёт незаконности передачи недвижимого имущества уже есть решение арбитражного суда. Уголовного дела в отношении залётных затейников пока нет, но и порождённое ими АТП уже находится на грани банкротства. И теперь перед Бердском стоит вопрос: что делать? Как быть дальше, если новообразованное муниципальное транспортное предприятие тоже «лопнет» и не сможет выполнять свои обязанности по перевозке пассажиров? Или всё-таки есть шансы в том или ином виде сохранить муниципального перевозчика?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, придётся вернуться к вопросу «кто и в чём виноват?» и вообще к истории событий - иначе не понять смысла сегодняшних закулисных войн вокруг пассажирских перевозок в Бердске. К тому же, если не вспомнить успехи и неудачи последних лет в истории ПАТП, начиная по-потаповски с чистого листа - то невозможно предложить реальную программу по предотвращению в Бердске надвигающегося жесточайшего кризиса с пассажироперевозками, не говоря уж о планировании счастливого будущего. Так что, уважаемые читатели, просьба запастись вниманием и терпением - дело того стоит.

При подготовке этой публикации автор перелопатил кипы документов за последние несколько лет, включая исходящие от противоборствующих сторон. Кроме того, автор встречался с депутатами и чиновниками (сегодняшними и бывшими), с нынешним руководством АТП и частными перевозчиками, а также с обвиняемым директором бывшего ПАТП и следователем СК, ведущим его дело.

Понятно, что в одной статье (даже очень большой), всего не опишешь. Но основную суть изложить всё же можно, предварительно очистив её от устоявшихся пропагандистских мифов. И не обессудьте, уважаемые читатели, если факты и выводы этой статьи окажутся для вас неожиданными. Непредсказуемыми они порой бывали и для самого автора статьи. Жизнь далеко не всегда такая, какой кажется.

Часть 1. ВОЗРОЖДЕНИЕ

Металлом на колёсах

Совсем недавно это было, а как будто в прошлой жизни. К 2005 году муниципальное «Бердское пассажирское автотранспортное предприятие» (в дальнейшем ПАТП) влачило полумёртвое существование. Треть из двух десятков имеющихся городских автобусов были окончательно убиты и ржавели на автобусном кладбище посреди огромной, заросшей полынью территории ПАТП. Ещё треть автобусов там же ожидали своего официального смертного часа. На ходу оставались лишь семь автобусов, из которых по Бердску ездило пять: «пятёрка», «тройка», две «четвёрки» и одна дежурка. Два оставшихся автобуса возили пассажиров по маршруту Бердск-Академгородок (№109).

Водителей оставалось около сорока человек - остальные, не получая по четыре-пять месяцев зарплату, разошлись кто куда. Производственные здания зияли дырами в крышах и на глазах рассыпались. Задолженность по подоходному налогу и в пенсионный фонд составляла непомерную для едва дышащего ПАТП величину - порядка шести миллионов рублей, причём без каких-либо надежд на погашение. Предприятие по факту уже было банкротом - и его спасало только то, что налоговая инспекция смотрела сквозь пальцы, поскольку тогда ещё не имела обязанностей и полномочий принудить его к банкротству. В довершение ко всему директор ПАТП Фёдор Богатов, проработавший там около десяти лет, расписался в невозможности что-то выправить и уволился.

На фото: 2005 год. Вот в таком ветхом и неприглядном состоянии было всё хозяйство Бердского ПАТП, когда Владимир Москвин стал его директором.

Спец из рыночной экономики

Крах муниципальных пассажирских перевозок практически был бесповоротным. «Безлошадным» бердчанам грозила участь окончательно пересесть на частные маршрутки и такси - с неизбежными потерями для худых кошельков малоимущего населения. Перед тогдашним главой Бердска Александром Терепой встал гамлетовский вопрос: быть муниципальному пассажирскому предприятию или не быть?

Чтобы быть, понадобилось найти человека, который не просто согласился бы возглавить выморочное ПАТП, но и реально мог бы вытащить предприятие из почти безвыходного положения. Объявили городской конкурс, в котором приняли участие несколько известных в Бердске специалистов, но лишь один из них, предоставивший реалистичный план экономической санации (оздоровления) ПАТП, сумел пройти все конкурсные процедуры отбора.

Это и был Владимир Николаевич Москвин, владелец бердского частного предприятия «Экспресс-сервис», у которого в собственном автопарке было около восьмидесяти микроавтобусов и автобусов средней вместимости. Попросту говоря, в условиях практически полного отсутствия муниципальных автобусов именно это предприятие обеспечивало большую часть перевозок бердчан, в том числе в Новосибирск и обратно. И по самому Новосибирску у него было несколько маршрутов.

Опыт Москвина по организации пассажирских перевозок в условиях рыночной конкуренции, собственное немалое благосостояние, позволяющее надеяться на его личные инвестиции в ПАТП, а также надёжное имя в бизнес-кругах и госструктурах -  всё это, естественно, конкурсная комиссия также учитывала при назначении нового директора ПАТП.

Частно-муниципальное партнёрство

Муниципальное служение предприниматель Москвин (кстати, не только автоперевозчик, но и успешный фермер) начал в мае 2005 года. Оставив свой бизнес на верных людей, он сосредоточился на новой задаче. Провёл в ПАТП перепись и оценку состояния всего движимого и недвижимого имущества. Реорганизовал и сократил управленческий аппарат и часть кондукторов. Отключил лишнее отопление. Поставил на учёт воду. Чтобы пресечь воровство и поднять дисциплину установил везде видеонаблюдение. Совместно с административным персоналом на субботниках убирал захламлённую территорию, в подспорье практически задарма привлекая свою фермерскую технику. Запустил для сотрудников столовую, куда поставлял задёшево продукты из своего фермерского хозяйства. Столовая впервые за многие годы стала давать предприятию существенную прибыль - до ста тысяч ежемесячно.

Что ещё? Директор Москвин договорился с поставщиками ГСМ (сгодились крепкие личные связи), чтобы бензин и солярка поставлялись на автозаправочную станцию ПАТП без предоплаты. Причём на самой АЗС топливо отпускалось водителям на полтора-два рубля ниже среднерыночной цены. Принял волевое решение, чтобы весь принадлежащий ему транспорт, находящийся в Бердске (а это почти сотня единиц техники), в добровольно-принудительном порядке заправлялся только на АЗС, принадлежащей ПАТП - что сразу стало приносить муниципальному предприятию по шесть миллионов рублей прибыли ежегодно.

Естественно, Москвин занимался и тем, без чего само существование ПАТП не имело смысла - преумножением автопарка. Для начала списал в утиль весь ржавый автобусный хлам, чем немало уменьшил налог на имущество. Зато шесть брошенных и разобранных автобусов, наоборот, удалось реанимировать и выпустить на линию. Но и этого было безбожно мало для перевозки пассажиров стотысячного города. Пришлось ещё около десятка автобусов средней вместимости взять в аренду, причём по цене сорок тысяч в месяц за штуку, тогда как реальная стоимость аренды автобуса составляет около ста тысяч. Для этого и личные связи не понадобились, потому что арендодателем выступило принадлежащее Москвину же ООО «Экспресс-сервис» - себе в явный убыток.

В итоге всего через год, в 2006 году, в ПАТП число работающих автобусов утроилось - и в Бердске стало уже не четыре автобусных маршрута, а семь. Соответственно, вместо сокращения работающих, что обычно принято при санации, число сотрудников ПАТП увеличилось в два с лишним раза - до сотни. Причём в кои-то веки зарплата им стала выдаваться вовремя.

На фото: Этот китайский автобус - один из многих образцов частно-муниципального партнёрства. Предприниматель Москвин вначале сдал свой автобус за полцены в аренду директору Москвину - а потом и вовсе продал ПАТП по остаточной стоимости. Этот «китаец» и по сей день на ходу.

Свои интересы

Поскольку данное расследование рассчитано на вменяемых людей, ничего не принимающих просто на веру, то прежде чем продолжить рассказ о судьбе ПАТП, зададимся прямым вопросом - а зачем Москвину это было надо? Ведь у него собственное крупное пассажирское предприятие, да не одно, и очень солидное фермерское хозяйство. Так зачем ему лишняя головная боль, если его бизнес и так процветает?

Как завзятые скептики, не будем шибко всерьёз считать, что Москвину чисто интересно было попробовать себя на новом поприще. Мол, хочу самоутвердиться, доказать себе и окружающим, что способен не только правильно поставить личный бизнес, но и решать общегородские задачи. Конечно, такое действительно бывает, и нет оснований Москвину не верить. Отрегулировал своё дело, хоть на работу не приходи - так почему бы не взяться за что-нибудь более грандиозное? Нормальная мужская позиция, без которой не было бы общественного прогресса.

Но были, понятно, у Москвина и коммерческие интересы, когда он согласился вытащить за уши утопающее ПАТП. Не могло тех интересов не быть - он же предприниматель, причём, судя по сложности и успешности собственного бизнеса, умеющий просчитывать партии на много ходов вперёд.

Забегая вперёд, сразу скажем, что Москвин и с частным бизнесом не прогадал. Выкупив малую часть числящегося за ПАТП бесполезного пустыря, он на том месте построил гараж для автопарка его «Экспресс-сервиса». Изрядные деньги от купли-продажи - в кассу муниципального ПАТП, а свой частный автопарк - под ежедневный присмотр, в сухость и тепло.

Что ещё? С согласия городской администрации выкупил практически заброшенную автомойку ПАТП, на восстановление которой муниципальных денег категорически не было. Причём выкупил не по балансовой или остаточной стоимости, а по настоящей рыночной. В результате в кассу ПАТП поступило пять миллионов рублей, которые тут же ушли на покупку новых автобусов. А частный предприниматель Москвин дополнительно вбухал в ремонт автомойки свои частные деньги - и весь муниципальный автопарк, наряду с транспортом «Экспресс-сервиса», получил возможность по совершенно льготным расценкам принимать ежедневный душ.

На этом частные выгоды от совмещения в одном лице директора муниципального предприятия и частного предпринимателя, вроде, в основном исчерпаны. Ну, может, ещё что по мелочи. Вряд ли кто в здравом уме возьмётся на этом основании подозревать Москвина в недобросовестности. Иначе вообще непонятно, что же тогда означает пресловутое частно-муниципальное партнёрство, о котором сейчас много говорят и к чему призывают. Партнёрство - это когда выгодно обеим сторонам, в противном случае партнёрства не будет. И толкового управленца для возрождения муниципального ПАТП иначе вовек бы не нашлось - такова правда жизни, не говоря уж об экономике.

НЭП для планово убыточного предприятия

Но вернёмся к главному - к судьбе муниципального ПАТП. А у него усилиями директора Москвина дело пошло на лад. Реализовывался его управленческий принцип: в отсутствие бюджетного финансирования ПАТП обязано само зарабатывать деньги не только на выживание, но и на развитие, а для этого каждое его подразделение должно по возможности приносить прибыль.

Но мало ту прибыль получить - её ещё нужно сберечь. Для сбережения денег на предприятии были сведены к минимуму непроизводственные расходы. Стала применяться система аутсорсинга (передача предприятием некоторых своих функций сторонним организациям), что привело к изрядной экономии, в том числе и по налогам. Вообще-то, аутсорсинг как архисовременная экономическая новация в ПАТП применялся и до Москвина - да толку не было. Любой инструмент, в том числе и экономический, требует от исполнителя мастерства. Три миллиона рублей ежегодно! - вот сколько ПАТП стало при Москвине легально экономить на налогах, тем самым изрядно увеличивая шансы на своё выживание.

Тем не менее, несмотря на частно-муниципальное партнёрство и прочие современные экономические технологии, выход ПАТП на полную самоокупаемость не просматривался даже в перспективе. Причина простая: вместо положенных 22 миллионов рублей ежегодных дотаций на социальные перевозки, бердская городская власть годами не платила ПАТП ни копейки! Получите три миллиона рублей из областного бюджета на компенсацию льготникам (по закону о монетизации льгот) - а на большее не надейтесь.

Хотя надеяться и даже требовать стоило бы. Ведь при тогдашней себестоимости провоза одного пассажира порядка 15 рублей, в действительности не только областные и федеральные льготники, но и все мы, бердчане, платили за проезд в автобусе практически в два раза меньше - восемь рублей. Но увы, об этом городская власть даже и слышать не хотела - сами, мол, ищите деньги и выбирайтесь из долгового болота, на то вам Москвина и поставили. Это сегодня все чиновники и депутаты понимают, что для стабильной работы муниципального автотранспортного предприятия ему необходимо (помимо областных миллионов) ежегодно доплачивать из городского бюджета многие миллионы рублей. Официально называются цифры и в 23 миллиона, и в 25, и даже в 29! А тогда ПАТП не получало от города ровным счётом ничего - и тем не менее, спустя считанные месяцы правления Москвина, ПАТП покатило в гору.

 

САНАЦИЯ - система разного рода мероприятий, которые позволяют избежать банкротства предприятия. При санации применяются структурная перестройка и передача части функций на аутсорсинг, реструктуризация кредиторской задолженности, оптимизация налогообложения, изменение ассортимента производимой продукции или оказываемых услуг, сокращение числа работающих, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений и т.п.

Везёт тому, кто везёт

Трудно себе представить директора-предпринимателя, вечно ходящего с протянутой рукой. Недостающие для ПАТП деньги Москвин решил добрать за счёт резкого увеличения количества пассажироперевозок. Для выхода ПАТП на полное самофинансирование (без ежегодных городских дотаций) нужно было в разы увеличить количество муниципального транспорта - до сорока, а впоследствии - и до шестидесяти автобусов. А уж как бердчанам было бы на руку такое автобусное изобилие - это и доказывать нечего. Соответствующий план с подробным технико-экономическим и социальным обоснованием Москвин в 2006 году предоставил главе города Терепе и бердским депутатам - и получил добро.

Главное, что это «добро» получило финансовое воплощение. Убедившись в реальности и социальной значимости плана Москвина, а также видя, что этот директор-предприниматель сумел-таки возродить ПАТП, городская власть тоже решила, наконец, не оставаться в стороне. Сошлись на том, что город купит сорок автобусов средней вместимости, а на остальные двадцать, когда имеющиеся выйдут из строя - ПАТП пусть само как-нибудь зарабатывает. И вскоре случилось примечательное событие - власть изыскала возможности профинансировать покупку для ПАТП новых десяти автобусов (для начала), и на эту цель в том же 2006 году было выделено 12 миллионов рублей.

И опять сработал авторитет предпринимателя Москвина - при оплате всего 25% от стоимости автобусов (как обычно, задержка выплат из бюджета) автоторговцы выделили бердскому ПАТП все положенные автобусы, которые сразу начали ездить по маршрутам и приносить прибыль. Позже, конечно, по долгам рассчитались, причём без каких-либо штрафных процентов - так что в обиде никто не остался. И ровно то же самое произошло в 2007 году - тоже приобретено за счёт бюджета десять автобусов, тоже долгие задержки с перечислением из городской казны - и также ещё не оплаченные автобусы вышли на линии для перевозки пассажиров. Как результат, интервал движения автобусов на основных маршрутах стал всего пять-семь минут.

На фото: Директор ПАТП Москвин выступает на сессии горсовета, доказывая депутатам выгодность акционирования ПАТП. Доказал.

Бердск в роли капиталиста

Двадцать новых автобусов - это здорово! Однако, этого и безнадёжно мало - ведь многим имеющимся муниципальным автобусам, превысившим мыслимые сроки жизни и километры пробега, давно пора было на покой. Да и арендованные за полцены автобусы надо было «Экспресс-сервису» возвращать - нельзя же ради успеха муниципального ПАТП постоянно «доить» частную москвинскую фирму.

Но, увы, городская власть, даже при поддержке области, не смогла осилить приобретение ещё двадцати автобусов. Хотела, и даже обещала - но не получилось. Любой европейский капиталист, избалованный дисциплиной платежей и договоров, свихнулся бы от такого частно-муниципального партнёрства. Но Владимир Москвин к нам не из Европы приехал, поэтому не стал попусту пенять местным властям их необязательностью - а предложил Бердску самому стать городом-капиталистом.

А именно, он предложил преобразовать МУП «Бердское ПАТП» в акционерное общество - в ОАО «Бердское ПАТП», в котором Бердск владел бы всеми ста процентами акций. Фактически муниципальное, а юридически частное предприятие тогда могло бы самостоятельно взять кредиты на приобретение тех самых недостающих двадцати автобусов средней вместимости. И зарабатывая на возрастающих перевозках пассажиров, спокойно бы гасило кредиты. Уж что-что, а это Москвин мог доказать любым чиновникам и депутатам даже на пальцах, поскольку сам неоднократно брал кредиты для «Экспресс-сервиса» на покупку десятков микроавтобусов. И по мере зарабатывания денег преспокойно те кредиты погашал. Кстати сказать, МУПам тогда банки кредиты не давали ни под какие залоги - не то, что в нынешние времена.

В общем, Москвин всё обосновал и доказал, и город дал согласие на акционирование ПАТП. Что и было сделано в конце 2007 года.

Курс политэкономии

Владимир Москвин как директор ОАО «Бердское ПАТП» и как предприниматель, имеющий личную добротную кредитную историю в банках, без особых трудностей договорился о желанном кредите на приобретение двадцати автобусов. Назначенный срок получения кредита - середина 2008 года. Но уже по весне в дело вмешались «потусторонние» силы. Банкиры, по своим зарубежным каналам зная о подступающем мировом финансовом кризисе и резонно опасаясь безудержной инфляции, на всякий случай заморозили все договорные обязательства. А если и соглашались дать кредит, то под неподъёмные проценты. Короче говоря, по вине заморских фондовых спекулянтов наше бердское ПАТП осталось без кредитов и без новых автобусов.

Москвин, в работе привыкший к любым неожиданностям, тут же нашёл выход из осложнившегося положения. В 2009 году он предложил городской власти не сворачивать план развития ПАТП, а продать часть акций (половину пакета минус одну акцию) какому-нибудь стратегическому инвестору. Эта обычная рыночная операция позволила бы муниципалитету сохранить контроль за ПАТП, но при этом принесла бы в кассу ПАТП порядка сорока миллионов рублей. Практически свалившихся с неба четырёх десятков миллионов хватило бы на приобретение ещё пятнадцати автобусов повышенной вместимости, на ремонт зданий и развитие предприятия - что сделало бы реальностью выход ПАТП на самоокупаемость

Словом, логика прямо по Карлу Марксу: чтобы предприятие могло выполнять социальные функции, ему нужна прибыль; а чтобы была прибыль, нужно приобретать средства производства (автобусы); а чтобы приобрести автобусы - нужны деньги. И вот деньги найдены. Получить сорок миллионов рублей в обмен на ничего не значащие бумажки-акции - это уметь надо! Причём желающие выложить эту огромную сумму не заставили себя долго ждать. Ну, есть у людей свободные деньги - они и думают, куда их пристроить.

Тут, видимо, в двух словах надо пояснить тем читателям, которые не очень сведущи в экономическом законодательстве, что продажа доли акций - это отнюдь не продажа доли в имуществе предприятия. Инвестору-акционеру не принадлежит ни один стул на этом предприятии! Количество купленных им акций - это только количество голосов на собрании акционеров. Если у инвестора меньше половины акций - то он хоть убьётся, но не сумеет переголосовать акционера, имеющего контрольный пакет акций (в нашем случае - муниципалитет).

Суть же покупки акций в том, что инвестор надеется на получение по ним ежегодных денежных выплат (дивидендов), которые могут выплачиваться только из прибыли предприятия. А если прибыли нет - то и дивидендов нет. Стало быть, стратегический инвестор ради будущих дивидендов кровно заинтересован в успехе предприятия, для чего готов щедро делиться с предприятием управленческими и прочими технологиями, а также, в случае надобности, поддерживать заёмными деньгами.

Короче говоря, спасительная идея Москвина получила одобрение в городской администрации. Но беда пришла, откуда не ждали. Дотоле понятливые депутаты вдруг заподозрили неладное, подняли политический шум (народное предприятие приватизируют!) - и в результате напрочь сорвали грамотно задуманную и исключительно выгодную Бердску сделку.

На плаву в море кризиса

Ради объективности надо признать, что директор-предприниматель Москвин умело обходил все возникающие на пути ПАТП скалы, ведя предприятие по намеченному курсу - на полную бездотационность при сохранении социально приемлемых цен на билеты. Перетерпев срыв плана по продаже пакета акций ПАТП, он стал тащить воз дальше. Чтобы не оголять муниципальные маршруты, не стал отзывать из заведомо невыгодной аренды автобусы своего «Эскпресс-сервиса». Но докупать автобусы для ПАТП всё равно приходилось, поскольку техника на маршрутах убивается быстро. Докупали по лизингу, за счёт внутренних резервов, в том числе и продажей части пустующей территории (вспомните место под гараж для «Экспресс-сервиса»).

А тут и антикризисная помощь подоспела - в лице государства. С 2008 года начала действовать норма федерального закона, по которой предприятиям были гарантированы субсидии на выполнение социального заказа. Делать нечего, пришлось бердской власти раскошелиться и частично погасить перед ПАТП свои задолженности по дотациям с 2005 по 2008 годы. Выделили явно меньше положенного - всего 22 миллиона рублей, только годовую норму, но этого уже хватило, чтобы ликвидировать тянувшийся с 2005 года шестимиллионный долг по налогам, перекрыть крышу на гараже и решить другие текущие задачи. Порядком помогло и то, что ещё пять автобусов удалось купить при совместном финансировании с областью: 30% со стороны местного бюджета, а 70% - из областного.

Плюс к тому, за счёт грамотно поставленной работы ПАТП потребность в ежегодных дотациях к 2009 году упала с 22 до 15 миллионов. Это в немалой степени способствовало тому, что бердский бюджет не сильно трещал по швам, выполняя государеву волю насчёт гарантированных выплат по социальным перевозкам. В последующие годы, до 2011-го включительно, эту сумму (15 миллионов) муниципалитет более-менее дисциплинированно выплачивал ПАТП.

Итого, несмотря на все трудности, к 2009 году ПАТП впервые за долгие годы вышло на безубыточность. Более того, в 2008-2009 годах ПАТП достигла пика по пассажирском перевозкам. По улицам Бердска с интервалами пять-семь минут ездили около сорока автобусов.  Сравните с семью автобусами в 2005 году - и всё становится ясно.

Но в 2010 году количество автобусов постепенно пошло на убыль, скатившись к 2011 году до тридцати трёх. Сказывался износ техники и резко возросшие затраты на её обслуживание, из-за чего несколько старых автобусов пришлось поставить на прикол. А замену им взять было не на что, поскольку кредиты сорвались из-за экономического кризиса 2008-2010 годов, а уж срыв продажи акций - то это не сведущие в экономике депутаты расстарались. В результате стратегическая программа расширения муниципального автопарка до шестидесяти автобусов, задуманная и реализовываемая Владимиром Москвиным, была выполнена только наполовину.

Надо было продолжать работать, убеждать депутатов, изыскивать ещё какие-то резервы, снова подниматься к уже достигнутым высотам - и развивать ПАТП дальше. Но весной 2011 года в Бердске сменилась власть, а у новой правящей команды был свой взгляд на будущее ПАТП. И Москвина уволили в первую очередь.

Как бы то ни было, а это была славная битва. Битва под предводительством Владимира Москвина, приведшая к возрождению муниципальных пассажирских перевозок в Бердске.

На фото: От сумы да от тюрьмы не зарекайся. Спаситель ПАТП Владимир Москвин нынче обвиняется в причинении этому предприятию убытков в особо крупных размерах.

 

Часть 2. РАЗГРОМ

...И тут узнали мы всю правду про него

А потом всё вмиг стало наоборот - и для Москвина, и для ПАТП. Пришедшая к власти в Бердске новосибирская «красная» команда влёт объявила Москвина чуть ли ни врагом Бердска, а уж расхитителем всенародной  собственности - это точно. Более того, его на весь город обвинили в том, что он своими корыстными действиями довёл ПАТП до банкротства. А чтоб не брыкался в связи со своим увольнением, и чтобы  уволилась из администрации его жена, работавшая при прежнем главе города заместителем по экономике - подлили бензинчику в едва тлеющее дело Следственного комитета, проводящего проверку по тому самому аутсорсингу, благодаря которому Москвин сэкономил для ПАТП около 12 миллионов рублей.

В результате убили обоих зайцев: Надежда Москвина всё-таки уволилась, а в отношении гражданина Москвина было возбуждено уголовное дело по неуплате налогов путём аутсорсинга. Это дело вскоре переквалифицировали по другой статье, суть оставив той же самой. Плюс к тому добавили два эпизода: попытку отдать за бесценок всё недвижимое имущество ПАТП некоей юридической фирме «ГИД-Аудит», а также незаконное приобретение джипа. Итого ему вменяется в вину нанесение ущерба ПАТП в размере более 22 миллионов рублей. Уже несколько месяцев идёт суд, на который находящийся под подпиской о невыезде Москвин исправно ходит, в остальное время занимаясь только своим частным бизнесом. И при этом, такой упрямец, не признаёт ни одного из предъявленных ему обвинений.

А почему бы не посадить гендиректора «Газпрома»?

Браво, браво красный мэр и принципиальные сыщики! Вот только непредвзятого человека при ближайшем ознакомлении с материалами и предысторией дела начинают глодать смутные сомнения. Насчёт джипа - шут с ним, суд разберётся, и если вина будет доказана, то пусть наказывают. Но что касательно остального - то позвольте возразить.

Про аутсорсинг вообще складывается впечатление, что дело просто шито белыми нитками. Так и хочется сказать следователям, что если уж предпринимателей наказывать за аутсорсинг, обвиняя их в неуплате налогов, то начинайте прямо с великой компании «Газпром» - вот уж где на аутсорсинг (а фактически, на дочерние фирмы) выведено всё, кроме труб в полярной тундре.

Причём ведь Москвин, привлекая упомянутую юридическую фирму «ГИД-Аудит», дважды с её помощью доказал налоговой инспекции в арбитражном суде законность применения аутсорсинга. Судебное решение уже было вступило в силу - и очень надо было постараться преемнику Москвина на директорском посту г-ну Шевченко, чтобы в ущерб интересам ПАТП фактически сорвать готовое решение арбитражного суда.

Только и оставалось, что формально прислать в третью кассационную инстанцию представителей «ГИД-Аудита» - и на ПАТП не повисла бы задолженность по налогам в размере 11,7 миллионов рублей. Но ставленник мэра Потапова поступил напротив - он отозвал у доказавших свою компетентность юристов доверенность на участие в последнем суде, практически согласившись с претензиями налоговых органов. И всё равно кассационный суд Тюмени даже не отменил решение о законности аутсорсинга, а просто вынужден был отправить дело на новое повторное рассмотрение в Новосибирск. Но Шевченко снова своего представителя не прислал, протянув процессуальные сроки - и тогда осталось в силе первоначальное требование налоговой инспекции.

Так кто же «нагрел» бердское ПАТП на 11,7 миллиона рублей? А если учесть, что за выигранное дело по аутсорсингу «ГИД-Аудиту» полагалась от ПАТП плата в размере 3,2 миллиона рублей, и эти затраты ПАТП по закону имело право стребовать с налоговой инспекции, то сумма убытков, сходу повешенная новым руководством на предприятие, составляет 14,9 миллионов! Такое мнение, что Шевченко и иже с ним до того хотелось Москвина засадить в тюрягу, что про экономические интересы муниципального ПАТП они напрочь забыли.

АУТСОРСИНГ (разновидность кооперирования) - это передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании (субподрядчику), специализирующейся в соответствующей области. Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания. По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации бизнеса, которым пользуются порядка 80% современных предприятий.

Страсти-мордасти по залогу

Помните, уважаемые читатели, как мы все вместе переживали, узнав о том, что увольняемый Москвин через юридическую фирму «ГИД-Аудит» едва не присвоил себе напоследок всё недвижимое имущество ПАТП, включая землю. Такие страсти разгорелись, что хоть святых выноси! Даже как-то странно было, что Москвин, к тому времени из-за аутсорсинга уже находящийся под прицелом правоохранителей, пошёл на такую наглую махинацию. И выглядело совершенно логичным, что Следственный комитет подшил и этот эпизод к уголовному делу.

А что именно вменяется Москвину по этому эпизоду? То, что он как директор ПАТП заключил с «ГИД-Аудит» договор на оказание юридических услуг, согласно которому обязался выплатить тем юристам 3,2 миллиона рублей в случае выигрыша в арбитражном суде дела по законности аутсорсинга. А ежели, паче чаяния, ПАТП им денег за победу не выплатит, то те по залогу почти задарма заберут себе полностью землю, автобусы и здания нашего родного ПАТП, совокупно оцениваемые примерно в сто миллионов рублей. Такой кошмар.

Так вот, господа и товарищи - это неправда. Точнее - полуправда, которая, как известно, хуже любой лжи. Договор с серьёзной, имеющей целый штат юристов фирмой «ГИД-Аудит» действительно был - и фирма свои обязательства перед ПАТП полностью выполнила. Она дважды - в Новосибирске и Томске - выиграла у налоговой инспекции арбитражный процесс по законности применения аутсорсинга, доведя судебное решение до вступления в законную силу. А уж то, что г-н Шевченко, новый директор ПАТП, начудил дальше с этим решением, то юристов не касается. Заработанные ими деньги вынь да положь - а иначе расставайся с заложенным имуществом. Но Шевченко с помощью руководства города спрятал всё имущество предприятия в специально созданное по такому случаю МУП АТП, а ГИДу вместо трёх миллионов показал шиш без масла, тем самым самолично запустив договорную норму о залоге.

Раз-два-три-четыре-пять, вышли вместе погулять

Вот здесь, как говорится, прошу поподробнее. Ведь именно этим залогом весь Бердск и пугали, делая из Москвина и «ГИД-Аудит» чуть ли ни чертей с рогами. Пугали бердские следователи из СК РФ (следственного комитета), пугали штатные потаповские пропагандисты и нанятые ими СМИ, пугали некоторые депутаты и депутатки из числа тех, у которых всегда кипит возмущённый разум.

Однако, во-первых, не Москвин, а именно назначенный мэром Потаповым директор Шевченко, отказавшись платить по исполненному договору, довёл дело до залоговых требований.

Во-вторых, договорная сумма с юристами была справедливой и обыкновенной (затраты плюс 20% от суммы выигрыша 11,7 миллиона рублей - итого 3,2 миллиона).

В-третьих, как уже сказано, если бы Шевченко не отказался от уже выигранных у налоговой инспекции 11,7 миллиона рублей, то он бы имел все права стрясти с налоговой те 3,2 миллиона, которые полагались «ГИД-Аудиту».

В-четвёртых, новый арбитражный суд признал за «ГИД-Аудит» право на получение всей честно заработанной суммы, независимо от последующих решений Шевченко.

В-пятых, умыкновение недвижимого имущества ПАТП путём его якобы продажи в МУП АТП (учинённое как раз не «ГИД-Аудитом», а властью красного мэра) последующий арбитражный суд признал незаконным.

В-шестых, речь в договоре залога вообще не идёт обо всём недвижимом имуществе ПАТП, а только о его части - и вовсе не обо всёй принадлежащей ПАТП земле, а лишь о той, что находится непосредственно под закладываемыми зданиями.

И в-седьмых, самое поразительное, никакого имущества ПАТП фирма «ГИД-Аудит» в любом случае бы не получила!

На последнем пункте остановимся отдельно. Из федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также из норм Гражданского кодекса однозначно следует, что реализация имущества, заложенного в рамках договора с «ГИД-Аудит» допускается только в судебном порядке и только с публичных торгов. Проще говоря, нерадивый должник по решению суда должен вначале продать своё заложенное имущество (рыночная стоимость которого оценена в 7,3 миллиона рублей), затем выплатить договорную сумму 3,2 миллиона - а на остальные 4,1 миллиона мог устраивать пир на весь мир.

Правда, законом о залоге недвижимости в отдельных случаях предусмотрен и внесудебных порядок взыскания залога (тот самый, которым нас пугали), но он допускается только при наличии соответствующего нотариального соглашения, оформленного до подписания договора о залоге. Но такое соглашение не оформлялось. Кроме того, если в залоге земельный участок (как в нашем случае), то внесудебный порядок вообще не допускается. Так что взволнованные бердчане могут успокоиться и пока перевести дух, поминая недобрым словом тех, кто раздул из ничего эту залоговую историю

Ищите, кому выгодно

Впору задуматься, а кому было выгодно отстранение Владимира Москвина от руководства ПАТП? Кому он так помешал, что его готовы под любыми предлогами отправить на нары? Ответ не столь очевиден, как может показаться. Давайте разбираться.

Первое. Налоговая инспекция, которой Москвин в арбитражном суде утёр нос со своим аутсорсингом - она не в счёт. Ну, пободались малость с предпринимателем насчёт уплаты налогов, ну, проиграли суд - в первый раз, что ли. Отыграются на других предпринимателях. Да и люди в этой инспекции не из особо злобливых. Так что ни к чему им было такую бучу затевать.

Второе. Азартные ребята из Следственного комитета - эти могут. А что, зря старались, разрабатывая это громкое дело? Год изучали документы, писали бумаги, вели допросы, давали победные интервью - и всё попусту? А там бывшего первого зама Мартьянова по суду в чём-то оправдали, по другому первому заму Мухамедову в суде какая-то байда... Где посадки, как говорил президент Путин? А тут ещё Москвин со своим аутсорсингом того и гляди из-под суда выкрутится. Так ведь не только повышения по службе и в звании можно не дождаться, но и под служебное несоответствие того и гляди попадёшь.

Третье. Коммерческие аппетиты новосибирской «коммунистической» команды, пришедшей в Бердск вслед за Потаповым. Да, это вполне серьёзно, особенно учитывая полнейший непрофессионализм этих ребят. Это только по жадности и неопытности можно было подумать, будто в ПАТП мёдом намазано и деньги пачками свободно лежат на подоконниках. Ради такой-то малины можно было войну Москвину объявлять, прикрывшись при этом алыми тогами борцов с коррупцией. Тут как нельзя кстати пришлось ленинское: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».

Но оставшееся без Москвина ПАТП лихо полетело в долговую пропасть, а следом за ним и авантюрно слепленный МУП АТП готов скончаться. Пути Господни неисповедимы, а уж чёрта - тем более. Короче говоря, финансовые потоки в муниципальных пассажирских перевозках оказались действительно солидными, но непонятно, как их прихватизировать, не парализовав при этом все муниципальные пассажирские перевозки. Да и ответственность в случае чего не только уголовная, но и политическая. А старшие товарищи из Новосибирска, у которых губернские выборы не за горами, могут такие предъявы выкатить, что даже нары могут банной полкой показаться. В общем, надо Москвина добивать хоть судом, хоть прессой, пока ещё автобусы ездят - и потом всё валить на него же.

Пятое колесо и неслучайные совпадения

Есть и последнее обстоятельство из числа тех, которые в той или иной степени объясняют нынешнюю незавидную долю Москвина - и это обстоятельство, думается, самое главное. Служебные обязанности налоговых инспекторов, азарт следователей и даже обломавшийся аппетит пришлых «красных» коммерсантов - это почти ничто в сравнении с мёртвой хваткой тех, кто сам в полной мере вкусил от денежного пирога пассажирских перевозок. Речь идёт о некоторых частных перевозчиках, которым Москвин со своими планами развития ПАТП уже не то, что пятым колесом в телеге - он давно костью в горле стал.

Ещё бы, только представьте себе их размышления. Буде получится у Москвина создать устойчивый муниципальный автопарк в сорок-шестьдесят автобусов, так он застолбит за ПАТП все самые лакомые маршруты. Хуже того, он возьмёт и снизит цены на проезд (что, кстати, он уже проделывал), чем окончательно переманит в ПАТП основные пассажиропотоки, включая и пригородные. Тем более, что у Москвина есть мощнейшее по бердским меркам частное пассажирское предприятие «Экспресс-сервис», которое из-за большого количества транспорта имеет малые издержки. А раз так, то «Экпресс-сервис» в случае ожесточения конкурентной внутривидовой борьбы может свободно переиграть других частных перевозчиков в борьбе за остающихся пассажиров - в том числе и обслуживая не очень выгодные социальные маршруты. И куда тогда жёлтые короба на колёсах прикажете девать? Где и как потом лёгкие деньги зарабатывать?

Так что здесь борьба поистине не на жизнь, а на смерть. Причём борьба не только с Москвиным, но и с самим ПАТП, как и с его больным наследником АТП. А если сомневаетесь в справедливости сказанного, то вспомните, как вдруг ни с того, ни с сего в 2009 году ряд ключевых депутатов заблокировали выгоднейшую для ПАТП сделку по продаже неконтрольной части пакета акций. Причём тогда в горсовете был только один коммунист, Алексей Русаков, который, кстати, твёрдо поддерживал реформаторские преобразования Москвина - в отличие от новоявленных борцов с приватизацией, Вы помните, сколько автобусов большой вместимости на вырученные сорок миллионов собирался для ПАТП докупить Москвин? И чтобы депутаты ради абстрактной левацкой идеи поставили бы под угрозу перспективы муниципальных перевозок? Полноте, господа - здесь любовь с интересом, особенно если иметь в виду, что те же депутаты одновременно стали громогласно выступать в защиту частных перевозчиков. Или думаете - случайное совпадение?

А теперь припомним, кто именно, помимо Москвина, занимается перевозками бердчан на маршрутках. Ясно, рядовые трудяги-перевозчики, имеющие по одной-две газельки - они не в счёт. Работают себе помаленьку - и пусть работают, пока есть возможность. Но в Бердске есть и другие перевозчики, имеющие по десятку и более микроавтобусов и изрядные штаты водителей. И как-то невзначай так случилось, что некоторые из этих успешных предпринимателей в оставшееся от бизнеса время носят весьма звездатые погоны и звонкие фамилии. Тоже совпадение?

Для полноты информации отметим, что директор (уже бывший) Шевченко, немало поспособствовавший судебному преследованию Москвина и затем доведший ПАТП до банкротства - он бывший милиционер, можно сказать, коллега перевозчиков в погонах. Да и ретивые парни из бердского отделения следственного комитета, пугающие Москвина аутсорсингом, в то же время пока отказывающиеся возбудить в отношении Шевченко уголовное дело за умышленное банкротство ПАТП - они также из силовой епархии. Опять совпадение? Может быть, может быть...

Часть 3. НАОБУМ

Подробности будущего уголовного дела

Изгнав из ПАТП Москвина и начав хозяйствовать там самостоятельно (первый зам главы Мухамедов даже грозился без промедления закупить новых 20 автобусов), руководство города со своими ура-революционными планами не справилось и скоропостижно (буквально в течение нескольких месяцев) утопило ПАТП в несусветных долгах. Но  признаваться в этом не хотелось (ведь только-только к власти пришли), и видимо поэтому в пламенных революционных мозгах возникла сногсшибательная идея. Уже осенью 2011 года было принято «стратегическое» решение: создать новое муниципальное автотранспортное предприятие (МУП АТП) и хитромудрым способом перевести на него все движимые и недвижимые активы ПАТП. Дальше всё просто: оставшееся без кола и двора ПАТП «простит» свои долги всем кредиторам, в том числе государству. А чтобы кредиторы не надоедали, то обанкротить ПАТП - и вся недолга, по возможности списав всё на того же Москвина.

Однако теперь уже доказанный факт, что Москвин к банкротству ПАТП не причастен никаким боком. Для справки: на момент увольнения Москвина задолженность ПАТП была всего 3,25 миллиона. То есть, это была обычная текущая задолженность крупного предприятия. Причём есть документ из бердской прокуратуры, однозначно подтверждающий, что во время увольнения Москвина ни на какое банкротство даже намёка не было.

Тем не менее, банкротство ПАТП состоялось - и судя по всему, оно было действительно умышленным. Недаром комитет по законности бердского Совета депутатов обратился по этому поводу в прокуратуру и в тот же Следственный комитет, чтобы они рассмотрели вопрос о привлечении к уголовной ответственности г-на Шевченко, преемника Москвина на директорской должности. Практически того же требуют бердские организации Народного фронта и Антикоррупционного комитета. Понятно, следом за Шевченко может наступить очередь и покровителей Шевченко из числа высших руководителей Бердска, входящих в совет директоров ПАТП - Потапова, Мухамедова и Михайлова. И похоже, есть за что.

Судите сами. Осенью 2011 года у только что созданного МУП АТП за душой ничего не было, кроме печати и назначенного Потаповым директора Гайдука. Однако это голое предприятие тут же с ведома главы города выпустило ничем не обеспеченные векселя (долговые бумаги) на двадцать с лишним миллионов рублей и сроком погашения в 2016 году (после окончания мэрского срока Потапова). На эти филькины векселя всё имущество ПАТП осенью 2011 года и «закупили», уже одним этим обрекая ПАТП на банкротство - ведь у него отняли средства производства, взамен не дав ни рубля.

Часы на трусы

Причём Гайдук и его покровители не только с векселями нашалили, но и с ценами. Векселя-то были нарисованы только на 22,5 миллиона рублей, тогда как «проданный» за эти векселя имущественный комплекс ПАТП, вместе с прилагающейся муниципальной землёй, оценивается примерно в сотню миллионов. К примеру, около тридцати автобусов были проданы меньше чем за полтора миллиона рублей (по цене однокомнатной квартиры). Это тоже было сделано с ведома и по велению городской власти. При этом только два больших автобуса, приобретённые последними, стоят около пяти миллионов, не считая всех остальных. Как говорится, почувствуйте разницу.

Так и этого красным экономистам показалось мало. Необеспеченные векселя жгли руки. Что-то надо было с ними делать - и сделали. Для срочного погашения векселей придумали нехитрую схему - вместо денег ПАТП получило от АТП некие юридические и консультационные услуги на общую сумму около 10 миллионов рублей. Такие расценки и «ГИД-Аудиту» не снились! Но странное дело, на тот момент в АТП, вроде как, ещё не было никого, кроме директора Гайдука (бывшего одноклассника г-на Михайлова, замглавы города по экономике), так что оказывать эти дико дорогущие услуги было просто некому. Выражаясь юридическим языком, сделки по оказанию этих услуг имеют явные признаки фиктивности. Немногим правдоподобнее выглядят и другие взаимозачёты, по которым были погашены векселя ещё на 5 миллионов рублей.

Арбитражный суд пока прохладно отнёсся к таким взаимозачётам «часы на трусы» (мол, это дела хозяйствующих субъектов), но совсем иначе это может и должно быть расценено в рамках уголовного законодательства. Короче говоря, ещё десять (а скорее, пятнадцать) миллионов рублей, которые должно было получить ПАТП, как корова языком слизнула - на глазах изумлённых кредиторов этого предприятия.

Таким образом и было убито возрождённое Москвиным ПАТП. А прикрывалась вся эта операция по ликвидации как обычно - всё тем же пропагандистским шумом насчёт необходимости спасения муниципального имущества от Москвина и страшной «ГИД-Аудит».

Инвалид от рождения

Сколько не шуми, а работать всё равно надо. Однако этому-то пришедшие  к власти программисты-юристы-коммунисты обучены не были; городом править - это вам не в компьютерные игры играть. Поэтому рождённое в грехе МУП АТП, приступив к перевозке бердчан с января 2012 года, тоже вскоре забилось в конвульсиях. Весной 2012 года все банковские счета АТП оказались арестованными из-за долгов.

Эти срочные долги у АТП в основном возникли вследствие авантюрных сделок купли-продажи между ПАТП и АТП. Забыли товарищи, что даже если муниципалитет сам у себя по их милости что-то покупает, то налоги от такой псевдосделки всё равно платить надо. И по векселям, даже не обеспеченным, при банкротстве ПАТП платить придётся, причём не в 2016 году, а по первому требованию конкурсного управляющего. Если же муниципальное АТП не сумеет те векселя погасить - то за него придётся платить уже муниципалитету. Даже этого красные экономисты не сумели просчитать и провернуть грамотно; как говорится - ни украсть, ни покараулить.

К тому же аутсорсинг в АТП им применять по политическим причинам нельзя (сами себя высекли), а значит, экономии по налогам никакой. Больше того, созданному муниципальному учреждению, коим является АТП, законом запрещено делать наценки на оказываемые дополнительные услуги больше, чем 20% - в отличие от ОАО ПАТП. Например, такие услуги, как перевозка грузов и перевозка пассажиров по спецзаказам, ремонтные и прочие подсобные работы, которые на свободном рынке стоят весьма дорого, МУП АТП может оказывать только задёшево.

Плюс к тому, забывший цвет денег АТП с какого-то рожна обязали погасить долг за своего обанкроченного собрата ПАТП - а это 1,3 миллиона рублей! Своя рука владыка. В довершение ко всему перечисленному, городские начальники предложили для АТП такую разорительную экономическую политику, что АТП просто сходу вошёл в неуправляемое пике. Поняв, куда влип, директор Гайдук (ставленник Потапова и друг Михайлова), в мае от беды подальше уволился и скрылся в родном Евсино, что в Искитимском районе. С тех пор его никто не видел.

Крайним будете?

Делать нечего - руководство АТП было поручено бердскому депутату Елене Викторовне Бороздиной, человеку не из потаповской команды, имеющей юридическое образование и некоторый опыт его применения в сфере бердских пассажирских перевозок. Шут его знает, на что рассчитывали Потапов сотоварищи, назначая на эту должность практически неподготовленного человека. По факту, это тоже было авантюрой в стиле потаповской команды. Возможно, они надеялись, что Бороздина месяца три продержится - а потом на неё же удастся свалить надвигающееся банкротство второго подряд автотранспортного предприятия. Но Бороздина оказалась дамой упёртой и сметливой, невесть как удержала АТП от немедленного коллапса (при заблокированных-то счетах!) и даже начала строить планы на будущее.

Однако планам Бороздиной не суждено было сбыться по разным причинам. В том числе и потому, что она была сразу повязана по рукам и ногам долгами и навязанной ей экономической политикой, а никакой реальной помощи от городской власти не было. Даже положенные дотации переводились через пень-колоду и то в явно недостаточном количестве. А собственного предприятия, как у Москвина, у Бороздиной нет - так что и перехватить несколько миллионов «до получки» не у кого. Немудрено, что зависшие горящие долги от сделки с ПАТП (около четырёх миллионов) гасить было нечем, потому банковские счета оставались заблокированными. Собираемая наличность уходила на зарплату водителям и управленческому персоналу.

Денег не было не то, что на покупку новых автобусов, но и на ремонт старых толком не хватало. Автобусы один за другим стали выходить из строя, на ходу их уже осталось меньше допустимого. Сравните 16 автобусов, выходящих на линию сейчас, после правления Гайдука и Бороздиной - и 33, которые были всего полтора года назад, на момент увольнения Москвина. А про 40 автобусов, которые при Москвине выходили на маршруты ещё годом ранее - об этом лучше на ночь не вспоминать!

А раз нет автобусов (средств производства), то нет и прибыли. Новые долги стали нарастать снежным комом. В итоге накопилась задолженность на сумму 8 миллионов рублей. А ещё дамокловым мечом нависли остающиеся 6 миллионов долга по векселю, который внешний управляющий находящегося в процедуре банкротства ПАТП потребовал срочно погасить. А городской власти хоть бы хны - она заворожено смотрела на агонию АТП,  словно не слыша призывов Бороздиной о помощи. Та уже и на сессиях горсовета предупреждала о практически предрешённом банкротстве АТП - и всё без толку. И вот Бороздина, до этого стойко проработавшая восемь месяцев, под самый Новый год положила главе города на стол заявление об увольнении. Приплыли.

Настоящие банкроты

Что же осталось Бердску в сухом остатке после автобусной революции, устроенной мэром Потаповым и его командой? Давайте посчитаем.

Первое. Возрождённое Москвиным ПАТП обанкрочено и фактически ликвидировано, а сам Москвин под судом. Назначенный Потаповым директор Шевченко вскоре дохозяйствовался до того, что затратная часть деятельности предприятия возросла в два раза (при тех же объёмах выполняемой работы), а убытки увеличились в четыре раза! Через полгода Шевченко по-тихому уволился, живёт где-то у себя в Новосибирске, а остатками предприятия распоряжается назначенный судом внешний управляющий. Общая сумма долгов ПАТП - порядка 27 миллионов рублей. Для общего понимания сравните с трёхмиллионной задолженностью при Москвине.

Второе. Созданное взамен ПАТП муниципальное предприятие АТП изначально дышит на ладан. Деятельность его фактически сходу была полупарализована повешенными на него долгами и арестом банковских счетов. По-хорошему, как считает большинство экспертов, АТП вообще не надо было создавать. А уж если создали и вскоре увидели, что АТП тянет вниз, то его сразу же, в первом квартале 2012 года, решением учредителя (администрации Бердска) надо было закрыть, а имущество вернуть назад в ОАО ПАТП (тем самым предотвратив банкротство ПАТП).  Даже тогда для города это было бы гораздо выгоднее и правильнее.

Но, увы, в то время всё определялось принципами пропаганды, в которой поднаторели Потапов с компанией, а не требованиями реальной экономики. Газеты переполнялись победными отчётами городской администрации об успехах реформы пассажирских перевозок. И мало кто заметил, что вдрызг обанкротившаяся экономическая политика директора ПАТП Шевченко и его вышестоящих товарищей заразила и новорожденное АТП. Как следствие, на АТП тоже зависли неподъёмные долги, 14 миллионов рублей, которые нечем гасить. Когда будут признаны незаконными сделки по оказанию информационных, юридических и прочих услуг, то добавятся ещё минимум 10 миллионов долга. В общем, АТП находится в тяжелейшем предбанкротном состоянии.

Третье. Хуже того, АТП не пришлось впрок то добро, что было на него незаконно переведено с ПАТП. Арбитражный суд летом 2012 года уже принял решение о незаконности купли-продажи недвижимого имущества ПАТП. На очереди - рассмотрение дела о незаконности сделки купли-продажи всего автопарка ПАТП. Что это означает? То, что близится день, когда всё имущество у АТП будет по суду отобрано и продано с торгов, а деньги уйдут в оплату долгов ПАТП. И Бердску ещё придётся оплачивать из городской казны долги АТП, которому вслед за ПАТП уготована судьба банкрота.

Четвёртое. За последние два года удвоилось с гаком количество частных микроавтобусов - до 150 штук. Зато количество муниципального транспорта за без малого два года правления «коммунистов» упало до уровня 2005-2006 годов - на линию выходят только 16 автобусов (средний износ подвижного состава составляет 85%). Выживают сильнейшие? При капиталисте Москвине (когда он возглавлял ПАТП) Бердск не знал такой буйной капиталистической политики, которая наступила при коммунисте Потапове.

Понятно, что обанкротились не только ПАТП и АТП, но и новоявленные вожди Бердска. Проблема не в их коммунистическом мировоззрении - это бы мы уж как-нибудь перетерпели, многие из нас сполна пожили при коммунистах. Совсем не там зарыта главная собака. Проблема куда серьёзнее - в авантюризме и непрофессионализме пришлых городских правителей. А с такими качествами да на таком посту недалеко и до прямой уголовщины. То, что сейчас вменяется в вину новосибирцу Мухамедову, лучшему другу и бывшему первому заместителю Потапова - это семечки. Кстати, вот ведь как бывает - рыл яму для Москвина, а теперь и сам оказался на скамье подсудимых. И может быть, не в последний раз - да ещё товарищей с собой прихватит. Аминь.

Часть 4. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕЛАТЬ УЖЕ НЕЧЕГО

Требуется санация власти

Пусть в разгроме муниципальных перевозок виноваты они, потаповцы с мухамедовцами, но проблемы-то у нас, бердчан - и эти проблемы надо решать. Если уж на добровольную отставку Потапова надеяться не приходится (шибко ему понравилось быть мэром, да ещё с зарплатой под сотню тысяч), то вот на прозрение депутатского корпуса надежда ещё остаётся. Без малого два года депутатское большинство, состоящее из коммунистов и членов фракции ЕР, заигрывает с Потаповым, спуская ему всё с рук. Пора бы и честь знать, господа депутаты, вы бердчанами избраны не для того, чтобы в политические игры играть.

Сейчас для спасения муниципального перевозчика без хирургической операции не обойтись - болезнь запущена до предела. Потребуются сверхусилия, чтобы сохранить за муниципалитетом необходимую долю в этом виде социальных услуг. Если не будут приняты экстренные меры, то кончина АТП состоится, по мнению пока ещё работающей директором АТП Бороздиной, где-то к марту 2013 года, а это будет означать полный конец муниципальных пассажирских перевозок в Бердске. Стало быть, зависнут различные социальные программы, и льготникам придётся неизвестно у кого выгрызать зубами своё право на льготный проезд.

Ясно и то, что санация ПАТП-АТП по рецепту коммунистов никуда не годится. Поглядите определение слово «санация» - и вы там, хоть лупу возьмёте, не найдёте в числе допустимых мероприятий такие, как выпуск липовых веселей, мошеннические взаимозачёты по псевдо юридическим и информационным услугам, заведомый обман кредиторов, повышение налоговой нагрузки путём отказа от аутсорсинга, кратное увеличение производственных расходов и прочие рецепты от лукавого. Да и что про санацию говорить, если движимое и недвижимое имущество АТП вот-вот будет возвращено в конкурсную массу ПАТП и распродано с молотка

В заложниках у доброго дяди

Как же спасать АТП и надо ли его спасать вообще? Или пусть будет, что будет? Продадут с торгов муниципальные здания с землёй и автобусами какому-нибудь частнику - и пусть возит пассажиров. Баба с возу - кобыле (городской власти) легче. Так-то оно так, да вот неизвестно, чем в оконцовке обернётся такое торжество капитализма. Хорошо ещё, если тот же Москвин (если не посадят) купит это всё с потрохами - он хоть знает, как это хозяйство работает и какие на нём социальные обязанности. А если выиграют торги очередной экспериментатор вроде нынешнего мэра или просто оголтелый капиталист, не бельмеса не смыслящий в пассажироперевозках - тогда как?

Да и Москвин, возглавив остатки ПАТП-АТП не в качестве наёмного муниципального директора, а в качестве стопроцентного хозяина, ещё неизвестно, как себя поведёт. В сочетании с его «Экспресс-сервисом» может такая монополия по Бердску образоваться, что мама не горюй. И плакала тогда конкуренция, которая, как известно из книжек по рыночной экономике, является матерью качества и способствует снижению цен.

Во всяком случае, с Москвиным или без него, но частное ПАТП-АТП, если такое случится, вовсе не обязано будет переживать за весь город. Зачем перевозчику-капиталисту вначале вкалывать, зарабатывая прибыли, а потом за здорово живёшь спускать эти прибыли на компенсацию убытков по социальным перевозкам? Наоборот, в отсутствие муниципального перевозчика частное ПАТП-АТП может смело брать городскую власть за горло, требуя стопроцентных и своевременных субсидий по социальному заказу. И никакая власть тогда не пикнет, какой бы партийности она ни была

На распутье

Судя по всему, вариант с полной приватизацией пассажирских перевозок - он при сегодняшней коммунистической власти самый вероятный. Но даже этот вариант нельзя проводить безвольно, сложа руки и ожидая паралича пассажирских муниципальных перевозок (даже худшего, чем уже был в 2005 году). Напротив, если уж выбрали этот путь, то надо сознательно и быстро готовить ПАТП и АТП к закрытию, одновременно подыскивая стратегического покупателя, готового не только заплатить Бердску хорошие деньги, но и согласного подписать с городом обязательное долгосрочное соглашение о пассажирских перевозках. А потом уж мы посмотрим со стороны, куда нас вывезет невидимая рука либерального рынка.

Второй вариант - это спасать-таки АТП. Для этого всего и надо, чтобы муниципальное АТП само выкупило на торгах то муниципальное имущество ПАТП, которым АТП сейчас незаконно пользуется. Ну, или городская власть, не доводя дело до торгов, за живые деньги выкупит у ПАТП муниципальное имущество и передаст его АТП на законных основаниях. Звучит, конечно, бредом - но не наша в том вина, а красных горе-экономистов. В любом случае, для выкупа имущества и погашения долгов ПАТП и АТП надо минимум 35 миллионов рублей. И тогда АТП избежит банкротства, а ПАТП сможет с честью умереть, рассчитавшись с кредиторами по долгам. Но и при таком раскладе перспективы у муниципального АТП всё равно непроглядные, не говоря уж о его выходе на самоокупаемость.

Третий вариант, о котором все как-то подзабыли - это спасение ПАТП с одновременным закрытием АТП. Сейчас ПАТП находится в стадии банкротства, но незаконно изъятое у него имущество ещё не распродано, а его славное название не из каких государственных реестров не вычеркнуто. Чтобы спасти ОАО ПАТП (предприятие со стопроцентным муниципальным участием) и заодно без долгов закрыть МУП АТП, городской власти тоже надо где-то изыскать такую же сумму - 35 миллионов рублей. Причём реанимировать ПАТП будет юридически стократ проще, чем спасти нынешнее АТП с его незаконно приобретённым имуществом.

В общем, всё как в сказке - у доброго молодца Потапова три пути. Налево пойдёшь - в МУП АТП попадёшь и будешь мыкаться без денег. Направо пойдешь - частнику всё имущество ПАТП-АТП достанется, а город лишится муниципального пассажирского транспорта. Прямо пойдешь - ОАО ПАТП заново возродишь, при этом, правда, опозоришься на весь белый свет.

А если никуда не пойдёшь и будешь упрямо топтаться у камня на распутье, то уподобишься буриданову ослу, который, как известно, долго не мог решить, какую из одинаковых охапок сена съесть - да так и умер с голоду.

Челом бьём

Кстати, о деньгах - о них всегда кстати. Если мы в том или ином виде хотим сохранить муниципальные пассажироперевозки, то дело осталось за малым - найти на дороге 35 миллионов рублей. Больше негде, поскольку волею нынешней власти ОАО ПАТП находится в состоянии банкротства, и ты хоть все сто процентов его акций кому пообещай - он и даром не возьмёт. Это вам не то ПАТП, которое было при Москвине, и за половину с минусом акций которого инвесторы готовы были легко выложить 40 миллионов. От того предприятия остались рожки да ножки.

Зачем стратегическому инвестору сейчас нужны эти акции, если ПАТП в долгу, как в шелку, а все самые выгодные маршруты розданы до 2016 года владельцам 150-ти микроавтобусов? Правда, эти маршруты (вразрез с планами Москвина по развитию ПАТП) раздала, в основном, прежняя власть в свои последние денёчки, а нынешняя власть положение лишь усугубила - но какая разница сегодняшнему инвестору? Впалить миллионов сорок-пятьдесят - а потом сидеть и считать убытки?

Через два-три года, если городская власть решится на радикальное сокращение маршруток - да, мы вполне можем рассчитывать на выгодную продажу неконтрольного пакета акций стратегическому инвестору. Вот тогда и можно будет резко обновить и расширить муниципальный автопарк, заодно вернувшись к вопросу о выходе ПАТП на полную самоокупаемость. Но пока городская власть не проявляет в этом вопросе понимания и воли - то на каких инвесторов можно рассчитывать?

То есть, внутренних денежных ресурсов у ПАТП-АТП нет. В бюджете Бердска свободных 35-ти миллионов тоже нет - не заработали красные экономисты. Можно попробовать для спасения ПАТП-АТП взять деньги в долг, заложив их производственный комплекс, как это недавно сделали для КБУ. Но котельная - это вам не пустая железобетонная коробка и не ржавые автобусы - котельную почти наверняка сохранят за городом, вернув заимствование. А кто из банкиров даст деньги обанкротившейся власти под сомнительный залог? Где политические и экономические гарантии, что долги будут возвращены? В таком случае нет гарантий и того, что банкиры окажутся пугалкой вроде «ГИД-Аудит». Банкиры если и дадут денег под залог, то в случае чего поведут себя как настоящие рейдеры, которые сожрут за долги всё заложенное имущество и продадут его первому встречному, не взирая ни на какие наши пожелания. Суровый оскал капитализма.

Похоже, ради спасения муниципального перевозчика ничего другого не остаётся, кроме как идти горсоветом на поклон к губернатору, чтоб он простил нас, дураков, за выбор такого мэра и не оставил в беде. Глядишь, губернатор и смиловистится, войдёт в наше положение.

Эта песня хороша - начинай сначала

Ну, хорошо, допустим, что каким-то чудом удастся муниципальное АТП спасти. Или даже воскрешат ОАО ПАТП - тоже, по сути, муниципальное. И что мы будем делать хоть с тем, хоть с другим дальше? Будет ли в коня корм?

Стыдно сказать, но в Бердске до сих пор нет никакой вменяемой программы по организации пассажирских автоперевозок, которая включала бы в себя муниципалов и частников одновременно. А нет программы - нет денег и нет результата. Сколько, например, нам на Бердск нужно маршрутов, сколько муниципальных автобусов и сколько частных - кто знает?

Такси у нас бегают без счётчиков, вследствие чего даже инвалиду за триста метров проезда приходится выкладывать сто рублей. На автобусных остановках нет табличек с указанием интервалов движения муниципальных автобусов и частных газелей. По вечерам на невыгодных маршрутах не дождёшься ни тех, ни других. Практически на 80% городские маршруты дублируют друг друга, отчего никто не может на них особо заработать - и потому муниципальные и частные перевозчики сломя голову гоняются наперегонки, рискуя посшибать конкурентов и пешеходов. Зато даже по исключительно важным улицам типа Островского (на которой официальные учреждения в ряд стоят) нет никакого пассажирского транспорта - не говоря уж про частный сектор.

Надо вообще менять отношение власти к организации муниципальных перевозок - или менять саму власть. Ох, не к добру при создании нового муниципального автотранспортного предприятия (АТП) из его названия выпало слово «пассажирское». Сегодня себестоимость провоза пассажира порядка 25 рублей, билеты продаются по 15, а положенные бюджетные субсидии (по червонцу на каждый билет) ежегодно выдаются АТП с многомиллионным дефицитом. Какой тогда смысл спасать АТП или ПАТП, если любое из них через полгода-год снова загнётся от долгов? А Владимира Москвина, способного работать в условиях острого дефицита бюджетных средств, на муниципальное служение теперь и золотым калачом не заманишь.

Стало быть, поначалу депутатскому корпусу надо для себя решить - берём ли мы всерьёз на себя ответственность за муниципальные пассажироперевозки или только притворяемся перед избирателями? Если да - то тогда и о будущем помечтать можно.

На фото: Есть женщины в русских селениях! Елена Бороздина, депутат комитета по транспорту и городскому хозяйству, приняла на свои женские плечи разгромленное ПАТП-АТП - и выдюжила почти год.

Новое - это хорошо забытое старое

Написав заявление об увольнении, директор АТП Елена Бороздина фактически поставила руководству города ультиматум: или вы открыто признаёте проблемы АТП и изыскиваете возможность найти 35 миллионов, чтобы спасти АТП или ПАТП - или я увольняюсь. Буквально на днях истекает месячный срок её отработки - и АТП может снова оказаться без руля и ветрил. А Бороздина, без пяти минут уволенная, на прощанье делится стратегическими планами:

- В Бердске надо принципиально менять систему пассажирских перевозок, разгружая центральные улицы и вводя новые маршруты. В идеале для АТП или ПАТП надо купить новых 15 автобусов большой вместимости и 20 средней вместимости, плюс сохранить нынешние автобусы, а некоторые и восстановить. Тогда можно будет обходиться вообще без субсидий из городского бюджета. Самые многолюдные, а потому выгодные маршруты надо отдать только муниципальному перевозчику, а уважаемым частникам - извините, оставить не больше трети рынка. Это надо делать не потому, что частники плохие, а потому, что на муниципальном транспорте ответственность за социальные перевозки, в том числе и за заведомо убыточные - так надо же чем-то эти убытки компенсировать. Вообще, число маршруток в Бердске надо уменьшить раза в три - до пятидесяти машин. Да и те надо заменить на ПАЗики средней вместимости.

Так-так, кажется, мы что-то подобное уже слышали - и насчёт оптимального количества муниципальных автобусов, и насчёт перекройки маршрутов в пользу муниципального перевозчика... А, точно - это же Владимир Москвин так планировал. Вот только Москвин, мягко говоря, опыта и возможностей имел поболее, чем Бороздина. У него и принцип был другой заявлен: доведём постепенно муниципальный автопарк до 40-60 автобусов - а уж частникам волей-неволей придётся сократиться. Но где сегодня городская власть возьмёт деньги на покупку новых 35-ти автобусов, если она даже не знает, где взять почти такие же деньги на покрытие сегодняшних долгов ПАТП-АТП?

Так что правильные планы Бороздиной - это хорошо, но ещё лучше, если есть возможности их реализовать. В принципе, полезные рассуждения, депутатские, но сейчас пока более целесообразно о выживании ПАТП-АТП думать - в этом смысле на дворе снова 2005 год. А если учесть 35 миллионов долга, повисшие на ПАТП-АТП, то дела ещё хуже. Эк насколько назад отбросили комиссары муниципальные перевозки!

Однако если процесс пойдёт по планам Бороздиной (хотя бы по перекройке маршрутов в пользу муниципального перевозчика), то это какие же убытки заинтересованным гражданам, которые со своими расхлябанными газелями вообще могут без подработки на гражданке остаться! Так что с учётом всей рассказанной истории, Елене Бороздиной нужно быть крайне осторожной. Если она всё же задержится в должности директора АТП или ПАТП (а она явно прикипела к предприятию и сотрудникам) - то её саму, не ровён час, могут во всех смертных грехах обвинить и посадить на скамью подсудимых рядом с Москвиным. Был бы человек, а статья найдётся. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

Помечтаем на дорожку

Но как-то не хочется заканчивать на столь тревожной ноте. В хорошей компании да с крепким чайком давайте помечтаем о том, чтобы городская власть (не нынешняя, так будущая) работала бы так, чтобы мы вовсе забыли об её существовании. Зачем нам о ней помнить, если она хорошо работает?

Нам главное, чтобы на автобусах можно было не только вдоль города ездить, но и поперёк. И нам всё равно, муниципальные они или частные - лишь бы цена проезда была сходная, и ждать их не приходилось подолгу. Нам хочется, чтобы на маршрутах была железная дисциплина, и если на остановке написано, что автобус будет в 23.45 - то он в это время там должен быть, даже если за весь рейс увезёт одного припозднившегося пассажира. Мы хотим, чтобы за посадку в такси с нас брали рублей по двадцать - а дальше по счётчику, даже если нам хочется доехать до соседнего подъезда. Нам хотелось бы, чтобы в Бердске перешли на адресную поддержку льготных категорий - по примеру выплат на лекарственное обеспечение. Льготник получает деньгами и едет на том транспорте, какой удобен - хоть на муниципальном, хоть на частном. А не хочет - не едет, отложив денежку внуку или дочке на мороженное.

В общем, если кругом бардак, да ещё многократно умноженный властью красных дилетантов, и не видать никакого просвета - то не отчаивайтесь. Самое время мечтать... Или всё же действовать?

 

 

Yoga
 
По теме
Отцу ребенка сибирячка говорила, что занимается эскортом. Фото: freepik.com В Дзержинском районе Новосибирска сибирячка погасила почти миллионный долг по алиментов ради будущего водительского удостоверения.
В Новосибирской области отчима отправят в больницу за истязание девочки утюгом Никита МАНЬКО Психиатрическая экспертиза помогла отчиму избежать уголовной ответственности.
Легковушка выскочила на встречку и столкнулась с грузовиком Фото: МВД по Красноярскому краю Страшная авария случилась сегодня днем, 28 марта, в Красноярском крае на 684 км автодороги Р-255 «Сибирь».
Опубликованы кадры песчаной бури, пришедшей в Амурскую область Фото: телеграм канал BAZA Как сообщает телеграм-канал BAZA, Амурскую область окутала песчаная буря, вызванная циклоном, который пронесся через Китай и Монголию.
27 марта 2024 года Дзержинским районным судом г. Новосибирска постановлен приговор в отношении Белова С.В., которым он признан виновным в совершении 19 преступлений, предусмотренных пунктами «б», «б, в» ч. 2 ст.
По словам жильцом, дом разваливает "прямо на глазах". Фото: АСТ-54 В Заельцовском районе Новосибирска местные жители пожаловались на аварийный дом №10 по улице Ногина, в котором до сих пор не расселили жильцов.
Сибирячка шла рядом со сходом, когда ей на голову упал снег – от удара пострадавшая упала на землю В Ленинском районе Новосибирска вечером 27 марта 2024 года произошло ЧП – глыба льда упала на женщину у входа на станц
Пожарные быстро потушили возгорание Наталья ВОЛЧКОВА В Новосибирске загорелось многоэтажное здание Фото: Светлана МАКОВЕЕВА В Новосибирске на проспекте Димитрова, дом 6 горит многоэтажное здание.
Сообщения пресс-служба университета рекомендует игнорировать. Фото: unsplash.com Новосибирский государственный университет предупредил сотрудников и студентов о массовой рассылке в соцсетях с призывами совершить теракт.
В Абаканской транспортной прокуратуре утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 19-летнего жителя г. Минусинска Красноярского края.
Во взаимодействии с представителями заинтересованных служб органов внутренних дел и здравоохранения, в целях профилактики повторных преступлений лицами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества,
В 2023 году новосибирцы отдали телефонным мошенникам больше двух миллиардов рублей - такую статистику обнародовали правоохранительные органы Одна из семей перечислила злоумышленникам рекордную сумму ─ 47 миллионов рублей.
Девочка завела левый аккаунт и ради шутки рассылала провокационные сообщения в социальных сетях и мессенджерах В Новосибирске сотрудники полиции нашли несовершеннолетнюю местную жительницу,
Ранее мужчина был судим за оборот наркотиков. Фото; прокуратура НСО В Новосибирске 27 марта завершили расследование в отношении 21-летнего жителя тувинского Шагонара, который справил нужду на Вечный огонь.
Новосибирский облсуд 25 марта рассмотрел апелляционные жалобы ранее осужденных Абдирашида Ахмедова, Умидиллы Шукурова, Акмалжана Алиева и их адвокатов по уголовному делу о вымогательстве,
Сибиряк сказал, что не специально нанес травму инспектору. Фото: pxhere.com В Красноозерском районе Новосибирской области вынесли приговор в отношении  Артема Третьякова, который сломал нос сотруднику ДПС.
Под стражей оставили многодетную мать, обвиняемую в убийстве дочки под Новосибирском Анна АЛЕКСЕЕВА Мать, обвиняемую в убийстве новорожденной под Новосибирском, оставили в СИЗО.
25 марта 2024 года Новосибирский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу на приговор Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 января 2024 года в отношении Ирины Сарайкиной,
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей